Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
В режиме дня школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом для последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое.
Очень важно приучать детей ложиться и вставать всегда в одно и то же время. Учащиеся первой смены встают, как правило, в 7 часов утра. Наиболее благоприятное время отхода ко сну – с 21 до 22 часов.
Утром рекомендуется зарядка в течение 10-15 минут. Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года – при открытом окне или на свежем воздухе.
После зарядки проводятся обязательно водные и гигиенические процедуры.
На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов рекомендуется отводить полтора-два часа, средних классов – 2-3 часа, старших классов 3-4 часа. Начинать выполнение домашних заданий лучше с более легких, постепенно переходя к более сложным предметам. Можно чередовать письменные задания с устными. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы. Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость.
В режиме дня также должно быть предусмотрено свободное время, которое используется школьником по своим интересам, для младшей возрастной группы – 1-1,5 часа, для среднего и старшего возраста – 1,5-2,5 часа в день. Занятия в кружках должны соизмерятся с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья детей. Не рекомендуется участие школьников более чем в 2 кружках.